МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 с. КАЛИКИНО 
ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ  

 

 

Сайт зарегистрирован в РФСайт зарегистрирован в РФ

Видеоэкскурсия в школьный музей

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

     В  школе создан и действует музей истории села Каликино. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

У истоков этого большого начинания стояла директор школы Золотухина Нелли Николаевна и учитель географии Осадчая Нина Анатольевна. Свое существование музей начал в 1999 году с небольшого краеведческого уголка.  Работа по сбору исторического материала по истории села Каликино  началась уже в 1996 году  с  бесед с местными старожилами. На просьбу о создании краеведческого уголка откликнулись  жители села, отдавая следопытам нехитрую старинную утварь. Были собраны первые документы, фотографии, записаны рассказы основателей села.
     Усилиями всего педагогического коллектива, учащихся школы, родителей собирались предметы быта, письма и т.п.  Каждый старался вносить посильную лепту в это святое дело. Основным материалом музея стали документы, крестьянская утварь, предметы домашнего обихода, орудия труда.

Год за годом шла кропотливая работа по сбору материала. Постепенно краеведческий уголок расширялся, обновлялись экспонаты. Поисковая работа продолжалась. Ребята с увлечением работали над сбором материала. Поиск увенчался большим успехом. В 2002 году краеведческий уголок был паспортизирован, и ему присвоено звание "Школьный музей". Выдано свидетельство №8341 от 22 апреля 2002 года.
     В настоящее время для музея отведена отдельная комната на втором этаже площадью 13,5 м2 , специально оборудованная для хранения экспонатов  и их демонстрации. Художественное оформление соответствует эстетическим нормам. 

 Слова: «Музей - своими руками!» стали девизом работы музея.

 Музей работает на общественных началах при содействии администрации школы, учителей, родителей. В совет музея входят, как прежде, учителя и ученики школы.  Неоценима роль школьного музея в учебно-воспитательной работе школы. Его основное предназначение – всестороннее, комплексное изучение родного края.

Ребята активно занимаются изучением истории родного края, ведут поисковую работу, оформляют музейные выставки, проводят экскурсии. В 2008 году актив школьного музея награждён грамотой за призовое место в конкурсе на лучший школьный музей.

      В результате поисковой работы учениками была налажена связь с  дочерью Героя Советского Союза Быкова Михаила Никифоровича Шавохиной Р.М., которая посетила школьный музей и впоследствии передала  школе книгу о своём отце.

      Основная цель экспозиционной работы в музее - создание полноценной экспозиции с применением разнообразных средств, способствующих процессу их познания учащимися, оказания эмоционального воздействия и воспитания патриотизма и чувства гордости за своё село, свой край. 
                                                                           Экспозиции музея:

1.  «История школы» -  включает в себя материалы по истории школы, об учителях школы, пионерской организации, школьных праздниках, интересных мероприятиях, выпускниках-медалистах.

2. «Каликинская старина» - экспозиция удивительно ярко передаёт внутреннее убранство русской избы: иконы, кухонная и домашняя утварь, женская одежда. Представлено мастерство местных вышивальщиц в вышитых и кружевных изделиях, служивших для украшения дома.

3. «Никто не забыт, ничто не забыто» - в  разделе экспонируются документы, фотографии, письма с фронта, переписка с однополчанами, личные вещи солдат, трофеи. Среди них присутствуют материалы об уроженцах края, альбомы со списками погибших односельчан. Стенд «Путь в бессмертие» посвящен нашему земляку, выпускнику нашей школы, Герою Советского Союза, Быкову М.Н.

4. «Трудовая доблесть села» - экспозиция состоит из элементов, рассказывающих о жизни и труде наших односельчан: грамоты и медали, фотографии знаменательных трудовых событий села и передовиков, материалы о жизненном пути и достижениях знатных земляков.

5. «Наше творчество» - экспозиция представлена детскими работами, выполненными в разной технике.

         Помимо постоянных, в музее создаются временные экспозиции, тематические выставки. Одной из последних стала стендовая информация, посвящённая 80-летию академика И.Т.Фролова.

       Основная ценность любого музея – это его фонды. Их нужно приобрести, сохранить, исследовать, сделать доступными для использования в научной и воспитательно-образовательной работе. Благодаря фондам музей может связать прошлое и настоящее с будущим.
        Музейные предметы поставлены на учёт и являются основными или вспомогательными фондами. Ведётся работа по их инвентаризации.
       Музейный фонд школьного музея ежегодно пополняется. Все экспонаты делятся на две группы: 
- вещественные источники (орудия труда, одежда, предметы быта, медали  и др.);  
- письменные источники (документы,  письма, фотографии и др.).
     Большинство экспонатов являются этнографическими, они представлены    предметами домашнего обихода: рушники, скатерти, утюги, рубели разных размеров,  ступа, кувшины, самовар, безмен  и др. Деревянный рубель для глажения  передан музею в 2003 году односельчанкой Зарецкой М.А. Рушники переданы ученицей Осадчей С.С., прялка (для прядения нити) - Поповой А.Т., ступа – Прилепиным С.З., деревянный толкач (для толчения зерна в ступе) Поликарповой А. Рубаха, которой более 100 лет, нашлась у местной жительницы Золотарёвой А.И., а элементы народного костюма предоставила в дар музею Кремнёва Л.Т.
       Наиболее ценные экспонаты: фронтовые письма, красноармейская книжка, орденские книжки, фотографии участников войны, фотографии с фронта, детская колыбель, патефон, некоторые экспонаты предметов быта.

      Музей является базой для развития научно-познавательного творчества и общественно-полезной деятельности учащихся в области краеведческой, научно-собирательной и воспитательной работы.

Материалы школьного музея – один из источников информации, которым пользуются обучающиеся при подготовке к знаменательным датам, к историческим событиям, связанным с жизнью  села, района,  нашего государства. Школьный музей оказывает учащимся большую помощь при подготовке к уроку. Экспозиции и фонды музея используется не только на уроках истории, краеведения, изобразительного искусства, но и во внеурочной деятельности. Он вызывает огромный интерес и у гостей школы.

Учебные экскурсии, работа с фондами при подготовке докладов и сообщений, встречи с интересными людьми, обновление экспозиций музея, связь его с жизнью, с сегодняшним днем, участие в сборе, оформлении собранных материалов помогают в  воспитании духовно-нравственной личности.

Деятельность музея осуществляется в тесном взаимодействии с администрацией школы, учителями – предметниками, классными руководителями и обучающимися.

Оставить свой след в истории школы важно не только для тех, кто учится в школе сейчас.  Поделиться своими впечатлениями о музее может каждый из гостей школы, написав несколько строк в рукописном журнале посетителей музея. Выпускники школы прошлых лет, приходя в музей, стараются найти в нём фотографии со знакомыми лицами, сведения о школьных событиях, свидетелями которых они были. Учащиеся младших классов, заходя в музей, часто ищут фотографии своих родственников, которые когда-то учились в нашей школе, а найдя, чувствуют себя сопричастными к её истории. Школа, её традиции, педагоги становятся им ближе и роднее.

Каждый из посетителей может самостоятельно ознакомиться с любым из экспонатов открытых экспозиций музея. Особой популярностью пользуется экспозиция «Каликинская старина» с её уникальными экспонатами. Не только учащимся начальной школы, но и старшеклассникам интересно посмотреть, как жили люди на селе 100 лет назад, примерить на себя быт и обычаи деревни. Музей выступает источником расширения, дополнения и углубления знаний. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях - а они часто имеются у школьников хотя бы в обобщенном виде - подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Дополнить, углубить, подтвердить свои знания в музее – это, значит, прежде всего, соотнести их с конкретным предметом. Отсюда значение феномена узнавания, который играет важную роль при восприятии экспозиции и проявляется в том, что школьник "узнал" предмет крестьянского быта, о котором знал только по названию. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное.

   Современный школьный музей -  это центр живого общения с прошлым и настоящим через предметы, документы, встречи с интересными людьми, праздники. Хочется надеяться, что наш музей  стал полноценным школьным музеем, не только нацеленным на работу с учащимися, но интересным и востребованным для посетителей всех возрастов.

   Деятельность музея находит своё отражение в средствах массовой информации – на телевидении и в печати.

К 65 -летию Победы в Великой Отечественной войне оформлены новые композиции.

    

Год космонавтики

       

Год российской истории

 

Грамоты Музея